Мифология бургера

  Главная / Выставки / Прошедшие
18МАР, 2017

О выставке

«Макдональдизация представляет собой процесс, благодаря основным принципам которого этот ресторан фаст-фуда добивается все большего доминирования в самых разных сферах жизни американского общества и остального мира. Концепция макдональдизации — это расширение и дополнение веберовской теории рационализации, особенно той ее части, что касается потребления. Для Вебера моделью рационализации была бюрократия, для меня же парадигмой макдональдизации является ресторан фаст-фуда. Рациональные системы неизбежно порождают иррациональность. Оборотную сторону макдональдизации следует систематически рассматривать именно с точки зрения иррациональности рационального; парадоксальным образом, иррациональность можно считать пятым фактором макдональдизации».

Джордж Ритцер


«Мифология бургера»

Фотогалерея проекта

«Бургер» – производное имя от «гамбургер», а производное от последнего – «гамбургский стейк», кулинарный продукт, который оказался в США благодаря немецким эмигрантам. После выставки 1904 года в Сент-Луисе бургеры в силу своей возрастающей популярности, занимают одно из первых мест в ряду образов массовой культуры. Согласно статистике, основной фаст-фуд гигант McDonald’s продает более 75 бургеров в секунду. Во второй половине XX века бургер становится объектом художественного и философского осмысления, став, например одним из геров искусства Энди Уорхола и других представителей поп-арта, а всемирно известный писатель Стивен Кинг так себя охаректеризовал в одном из интервью : "Я литературный эквивалент Биг-мака с картошкой фри.»


Таким образом, бургер это не только продукт питания, определенный в калориях и витаминах
На грамм: 100
Калории 295
Жиры 14 g
Насыщенные жиры 5 g
Полиненасыщенные жирные кислоты 0,4 g
Мононенасыщенные жирные кислоты 5 g
Трансжиры 0,8 g
Холестерин 47 mg
Натрий 414 mg
Калий 226 mg
Углеводы 24 g
Пищевые волокна 0,9 g
Сахар 4,2 g
Белки 17 g


БУРГЕР является ярким образом современной массовой глобальной культуры, независимо от локальной среды, где он транслируется. Из функционально-коммерческого образа БУРГЕР превратился в глобальный культурный символ, «предельное означающее без означаемого», наподобие «безмясногобургера».


Таким образом БУРГЕР обозначает, кажется все, кроме собственно пищи, он становится критерием определения уровня жизни всего человечества. Рабочее время измеряется сегодня не количеством и качеством трудовых операций, как в классической политэкономии, а способностью приобрести различное количество БУРГЕРОВ (BigMacIndex).


БУРГЕР, являясь универсальным означающим, встраивается в национальные и культурные идентичности и деформирует их. БУРГЕР моделирует пространство современного города и повседневной жизни каждого человека. Каждый человек выбирает и конструирует свой БУРГЕР, реальный и символический. БУРГЕР оказывается самым простым способом символической репрезентации человека, именно в этом его универсальный успех. Помимо прочего, Бургер это объект, который парадоксальным образом вмещает в себя некий набор критериев, характеристик, который в итоге позволяет ему быть беспроигрышным участником и одним из лидеров на поле игры глобализованного мира. Он абсолютно приемлем, предельно нейтрален, доступен и понятен каждому, как максимум приятен как минимум не наносит непоправимого вреда. Таким образом, всё/все что/кто претендует занять какое-либо заметное место в новом, глобализованном мире, должно/ы сначала соотнести себя с бургером, потому что именно так можно наиболее адекватно оценить свои шансы на максимально удачную реализацию и успех. В этом смысле можно сказать, что бургер это нечто вроде эталона, мерила и образца (причём не только в экономическом плане но и даже морально-этическом в силу своей приятности и нейтральности), на который вполне можно ориентироваться всему (предметам, которые производит человек) и всем (собственно, самим людям).


БУРГЕР по своей природе мифологичен, так как его символика синкретична и может обозначать все содержание бытия. Следовательно, именно БУРГЕР в конечном счете конструирует человека и «образы реальности». Так что нам неясно, БУРГЕР ест человека или человек ест БУРГЕР.


Таким образом, БУРГЕР является мощным мифологическим символом современности, вытесняющим рациональное сознание.


Мы ставим ряд вопросов:

  • Как БУРГЕР встраивается в национальные и культурные идентичности, существенна ли приносимая им локальной культуре деформация и как с этим быть?
  • Как БУРГЕР определяет повседневный уровень жизни человека в мегаполисе? Какова сила воздействия этой повседневности на человека?
  • Как БУРГЕР конструирует человека, конструируя «образы реальности»?
  • Открытие первого ресторана «Макдоналдс» на территории тогда еще СССР состоялось в 1990 году практически совпав по времени с рождением новой страны – Российской Федерацией, как соотносится с нашей действительностью этот факт?
  • Кто ест кого в паре «ЧЕЛОВЕК-БУРГЕР»?
  • Почему и каким образом современная культура возвращается к мифологии посредством априори немифологичных, массовых, БУРГЕРОобразных предметов потребления?

Текст: Константин Павлюц / Кирилл Жилкин

Участники:

Ольга Бутеноп / Татьяна Гостева / Кирилл Жилкин / Лиса Жилкина / Женя Горская / Лейла Карипова / Лиза Кравецкая / Евгения Мельникова / Макс Орлицкий / Константин Павлюц / Гурген Петросян / Сергей Пожильцов / Полина Суровова



Кураторы выставки:

Кирилл Жилкин / Константин Павлюц