Искушение Святого Антония

  Главная / Выставки / Прошедшие
15МАЯ, 2016

О выставке

Даты проведения:

15.05.16 – 01.07.16

Для христианства, долгое время бывшего доминирующим мировоззрением в Европе и, несомненно, являющегося одним из столпов современной нам цивилизации, сюжет искушения святого Антония является одним из ключевых. Это объясняет огромное количество интерпретаций и памятников изобразительного искусства, посвященных ему - от средневековых миниатюр до созданных уже совсем в другую эпоху полотен Макса Эрнста и Сальвадора Дали.

В канонической трактовке борьба с искушением есть непреложный путь к Спасению, и настойчивость воспроизведения этого сюжета говорит о необходимости вступить в эту схватку каждому верующему христианину. И Антоний, естественно, был не первым, а прошел путем Христа.

«Не попадёт в рай тот, кого не искушали. Отними искушение — и никто не обретёт спасения», Святой Антоний Великий.

При этом воображение и изобретательность авторов прошлого в изображении искушающих и мучающих Антония демонов поражает. И обращение опиравшегося на психоанализ сюрреализма к этому визуальному массиву данных не случайно: подавляемое подсознание и темные стороны человеческой души находили зримое воплощение в затейливых и пугающих изображениях.

С другой стороны, является ли еще в наше время постхристианства и культуры игры искушение объективной нравственной категорией, есть ли еще что-то, что, соблазняя индивида или общество в целом, может предстать в образе абсолютного зла? Власть, деньги, технологии? Уже в 20 веке Эрих Фромм сравнивал состояние современного ему общества с примитивными тотемными верованиями первобытных людей, говоря о том, что мы поклоняемся Успеху, как когда-то поклонялись Медведю или Ягуару. Так может демон успеха является нам в кошмарах, побуждая творить зло?

Искушение как стадия соблазна, о котором Бодрийяр писал так: «Соблазн никогда не вписывается в природный или энергетический строй — он всегда относится к строю искусственности, строю знака и ритуала. Соблазн — это всегда соблазн зла. Или мира. Мирской искус».

Заслуживает внимания хоть и не обусловленная общими корнями, но очевидная слуху связь в русском языке слов «искусство» и «искушение». Так пора ли нам окончательно забыть сам этот термин и обрамляющую его этическую полемику, или он все еще актуален?

Художникам предлагается либо вступить в диалог с традицией и рассмотреть её под новым углом, либо подискутировать о самом предмете и его актуальности/неактуальности в наше время.


Куратор выставки

Кирилл Жилкин